- сам по себе
- 1) делать что-л.; кто быть Без опеки, без надзора.Имеется в виду, что лицо или группа лиц (X) живут своей самостоятельной жизнью, предоставлены сами себе, не подчинены никакому контролю. Преимущественно о детях. ✦ X делает что-л. сам по себе <X сам по себе>. В роли обст. или именной части сказ.
Я учился во втором классе реального училища. Мать моя, фельдшерица, всегда была занята, и я рос сам по себе. А. Гайдар, Школа.Домой Генрих приходил поздно, почти ночью. Ада и Амалия росли сами по себе, оставаясь, несмотря на богатство, нормальными советскими детьми, сначала пионерками, потом комсомолками. Д. Донцова, Жена моего мужа.
Демидка был постарше всего года на два, и оба росли сами по себе, безотцовщиной. Л. Леонов, Русский лес.
культурологический комментарий: Образ, лежащий в основе данного фразеол., связан с образом, отражённым во фразеол. САМ ПО СЕБЕ 1. (см. комментарий). автор: В. В. Красных- Ты у нас сто лет не появлялась, - спокойно сообщила девушка, - мать с отцом давно уехали. - Куда? - изумилась я. - Так в Германию, папе там лабораторию предложили, деньги приличные, здесь он копейки получал. Мы теперь сами по себе. Д. Донцова, Домик тётушки лжи.
2) делать что-л.; происходить Имеется в виду, что предмет, части тела и под. (Z) участвуют в ситуации без чьих-л. видимых усилий и безотносительно к воздействию со стороны или что идеи, фрагменты художественного произведения и под. (Z) не соотносятся друг с другом, никак не перекликаются между собой, проявляясь как отдельная сущность в своих основных свойствах. ✦ Z происходит само по себе.Бабушка хохочет <…> и поправляет невесомый газовый шарф в стиле пятидесятых, который летит в невском ветру и питерском солнце как будто сам по себе. Т. Устинова, Хроника гнусных времён.
Вспомнилось, как сама болтала невесть что, сидя в гостиной у Радова. Казалось, профессор лишил меня воли, и язык живёт сам по себе. И главное, совершенно не помню, что несла. Д. Донцова, Дама с коготками.
Два белых молодых жеребчика, бегущих в первой кибитке, почти сливались со снежными просторами, казалось, кибитка скользит сама по себе, благодаря какой-то чудесной силе. Б. Окуджава, Глоток свободы.
Ладно, хорошо, согласна, пусть дикая вещь, произошедшая в клинике, случайность, но взрыв машины? Сама по себе она не взлетит на воздух. Д. Донцова, Домик тётушки лжи.
Окровавленная рубаха на его постели не могла появиться сама по себе. И материализоваться из прошлого тоже не могла <…>. Её кто-то принёс и положил <…>. Т. Устинова, Одна тень на двоих.
Пьеса построена непривычно, каждая сцена на первый взгляд вроде бы сама по себе, но он [потенциальный режиссёр] ощущает связь и единство и думает выстроить общую линию. Л. Зорин, Записки драматурга.
Окно не может открыться само по себе, и человек, открывший его, постарался почему-то замести следы. И. Булгакова, Только никому не говори.
Глаза сами по себе, помимо воли хозяйки регистрировали происходящее. Д. Донцова, Вынос дела.
культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к надличностным, коллективно-родовым, формам осознания мира и моделирования мира-хаоса, в частности - к анимистическому миропониманию, наделяющему признаками живого, "душой" неживое, и связан с древнейшим противопоставлением "этот - тот". фразеол. соотносится с деятельностным (акциональным) кодом культуры, т. е. с совокупностью имён и их сочетаний, обозначающих, в том числе, свойства и характеристики, специфичные для деятельности в целом или для отдельных действий, и отношение человека к ним. Поскольку представления, лежащие в основе образа фразеол. и относящиеся в первую очередь к человеку, могут переноситься на предметы окружающего мира, фразеол. соотносится также и с вещным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён и их сочетаний, которые обозначают объекты и предметы (в т. ч. продукты интеллектуально-творческой деятельности человека) и приписываемые им свойства. фразеол. содержит метафору, в которой самостоятельное осуществление или прекращение действия, возникновение или завершение не зависящей от человека ситуации уподобляется жизнедеятельности самого человека. фразеол. в целом отображает стереотипное представление о неподконтрольном человеку и независимом от него ходе событий. см. также комментарий к фразеол. САМ ПО СЕБЕ 1.. автор: В. В. Красных- Это гениальный клоун! Кажется, что у него все части тела живут сами по себе, но при этом всё настолько подчинено какой-то одной эмоции или мысли… Никогда ничего подобного не видела! (Реч.)
3) нравиться; годиться; иметь что-л. и др. ✦ X <Z> нравится сам по себе.В роли обст. или вводной констр.- Только всё богатство принадлежит Кеше, Мане и моей лучшей подруге Наташе, баронессе Макмайер. У меня только и есть, что носильные вещи, поняли? - Вы нравитесь мне сама по себе, - пропел Боря. Д. Донцова, Домик тётушки лжи.Все его ровесницы давно были разобраны, а оставшиеся или никуда не годились сами по себе, или были ему неинтересны. Т. Устинова, Хроника гнусных времён.
культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к древнейшим, архетипическим, т. е. надличностным, коллективно-родовым, формам осознания мира и моделирования мира-хаоса и связан с идеей идентификации предмета по его "личностным" свойствам. фразеол. соотносится с антропным, событийным и вещным кодами культуры, т. е. с совокупностью представлений о человеке в целом, о явлениях и событиях и об объектах и предметах окружающего мира. Эти представления связаны, в том числе, с различными состояниями и проявлениями человека, с природой событий, с признаками и качествами предметов, а также с их названиями, которые несут в дополнение к природным свойствам функционально значимые для культуры смыслы, придающие этим именам роль знаков "языка" культуры. Образ фразеол. мотивирован представлением о человеке, событии, ситуации или об отдельном предмете как о единой нерасчленённой целостности, которая обладает определёнными свойствами, своей собственной природой и отлична от "другого" в окружающем мире по своей сути. При этом сама "суть" человека (его "Я"), события, явления или предмета предстаёт как замкнутая самодостаточная система, вычлененная из окружающего мира и отчленённая от него, от него не зависящая и безразличная к нему, ему противопоставленная, но не противостоящая и не противоречащая ему, не вступающая с ним в конфликт. В силу этого сам человек, событие, явление или предмет выступает в роли мерила самого себя (ср. Это не по мне; Не по Сеньке шапка; не по плечу, не по зубам, строиться по росту). фразеол. содержит метафору, в основе которой лежит представление о самодостаточной совокупности "личностных" качеств и свойств человека, события или предмета, о его "внеположности" окружающему миру и соположности с ним и в этом смысле - о его уникальности. фразеол. в целом отображает стереотипное представление о незначимости внешнего мира для конкретной частной идентификации человека, события или предмета по его свойствам и выступает в роли эталона индифферентности по отношению к внешнему миру. автор: В. В. Красных-
Смотрите, Катрин. Две части триптиха имеют художественную ценность, сами по себе. Но если их совместить… Обратите внимание на пейзаж на заднем плане. В. Платова, Купель дьявола.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.